Контроль остатков пива в ЕГАИС

Разговоры о контроле остатков немаркируемой алкогольной продукции (пива) в ЕГАИС идут давно. Но пока все требования упирались только в обязательное подтверждение факта закупки такого алкоголя в системе простыми операциями с поступившими в электронном виде накладными. Технически реализовать схемы фиксации факта продажи сложно, потому что в отличии от маркированной продукции пиво, сидр или экзотический пуаре в лучшем случае разлиты в совершенно одинаковые бутылки, маркированные простым штрих-кодом типа EAN, а в самом частом – в кеги и продаются на розлив. Как в этом случае понять, какую именно партию списывать с ЕГАИС при продаже совершенно не понятно, т.к. эти самые партии никак не маркированы никакими акцизными марками. Поэтому такой алкоголь официально и называют так же – «немаркируемым». Вот и получается, что приходывать в ЕГАИС его нужно было в обязательном порядке, а списывать – в добровольном, что делали далеко не все. В результате остатки в ЕГАИС по такому алкоголю только росли, но почти не списывались.

И вот в последний день весны 2017 года на сайте ФСРАР в разделе «Новости», появилась такая запись: «Росалкогольрегулирование сообщает о необходимости поддержания актуальных остатков по немаркируемой алкогольной продукции. Реализованная немаркируемая алкогольная продукция должна списываться не позднее следующего рабочего дня после продажи. Обращаем внимание что за нарушение порядка учета сведений в ЕГАИС предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП»

Вот так лаконично и расплывчато была поставлена последняя точка в истории с контролем остатков алкоголя в ЕГАИС. Без указания даты, номера документа и методики списания, без информации об использовании информации об остатках такой продукции в контрольной деятельности. Получается, что с 31.05.2017 все, кто не поддерживает информацию об остатках пива в ЕГАИС в актуальном состоянии, нарушают КоАП, что автоматически означает штрафы и лишение лицензии. Давайте вместе рассмотрим, что делать, чтобы их все-таки избежать и не нарушать требования, пуская и странных документов в виде «Новостей» на сайте регулятора.

1. Приведение остатков немаркируемой продукции в актуальное состояние

Алгоритм действий тут похож на тот, по которому осенью и зимой все списывали продажи маркированного алкоголя, накопленного до 01.07.16. Запрашиваем остатки пива в ЕГАИС на регистре «Склад», считаем реальные остатки и разницу списываем. Чтобы упростить сам процесс списания можно предварительно все остатки с регистра «Склад» переместить на регистр «Торговый зал», свернув при этом информацию по партиям («справкам А» и «справкам Б»), в разрезе которых вы это пиво приходывали от поставщиков. При этом нужно помнить, что, если встанет вопрос с возвратом такой продукции обратно поставщику, придется перемещать ее обратно на регистр «Склад», подбирая вручную правильный код «справки А» и «справки Б».
Для того, чтобы весь этот ранее проданный немаркированный алкоголь не испортил картину по декларации, резко увеличив продажи, мы рекомендуем использовать документ «Списание» с указанием основания «Реализация продукции, не подлежащей учету в ЕГАИС».

2. Поддержание остатков в актуальном состоянии

Согласно информации, на сайте ЕГАИС такую немаркированную продукцию нужно списывать «не позднее следующего рабочего дня после даты продажи». Для общепита делать это можно тем же документом «Акт списания» с основанием «Реализация продукции, не подлежащей учету в ЕГАИС».
В качестве идентификатора конкретной партии ФСРАР рекомендует использовать реквизит «Дата розлива», который технически должен содержаться в тех данных, которые хранятся в ЕГАИС, и именно с такой партии проводить списание немаркированного алкоголя при его продаже. Как это реализовать на практике не очень понятно и каждый выбирает свой вариант. Некоторые системы позволяют предоставлять бармену (кассиру) возможность выбора нужной партии с правильной датой разлива, некоторые идут по более простому варианту и списывают партии автоматически по FIFO, предполагая, что именно так и будут поступать продавцы на практике, выбирая для продажи вначале более ранние по дате разлива партии.

3. Контрольная деятельность со стороны ФСРАР

Самым явным признаком нарушения в этой области и поводом для проверки будет являться отсутствие регистрации продаж (списания) немаркируемой продукции в ЕГАИС при наличии подтвержденных поступлений по ней. Поэтому мы рекомендуем обязательно формировать такие документы и стараться поддерживать информацию об остатках алкогольной продукции в ЕГАИС в актуальном состоянии. 

Если же вы попали под внезапный визит, то нужно помнить, что проверяющий в первую очередь сможет сверить с ЕГАИС фактический объем запасов немаркируемой продукции и учтенный на остатках в ЕГАИС. Только после этого он может начать разбираться в партиях такой продукции, сверяя даты разлива с датами остатков, но это маловероятно.
ФСРАР целенаправленно двигается к решению задачи по замыканию контура тотального учета алкогольной продукции в ЕГАИС. Открыто сопротивляться такому движению могут только те, кому и так нечего терять, и кто готов идти на нарушения законов об обороте алкогольной продукции. А таких предприятий вокруг нас не мало. Но по сложившейся практике ФСРАР проще бороться с теми нарушителями, которые хоть как-то отметились в ЕГАИС. Про остальных они просто вообще ничего не знают и могут их проверить только в совместных акциях с местными сотрудниками полиции, что, как правило, и вызывает наибольшие сложности. Поэтому если вы ведете честный бизнес, то для вас с 31.05.2017 возникла еще одна обязанность – ежедневно списывать продажи немаркируемой алкогольной продукции в ЕГАИС. Но для тех, кто уже достаточно погрузился в эту систему такая задача не будет сложной.